ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ
– материальный объект, являющийся жизненно важным для ребенка в промежуточной сфере детского опыта между оральным эротизмом и объектным отношением, между внутренней и внешней реальностью, между неспособностью ребенка к осознанию реальности и его растущей способностью к принятию ее.

   Гипотеза о промежуточной сфере детского опыта и важности переходных объектов в период инфантильного развития была выдвинута английским психоаналитиком Д. Винникоттом (1896–1971) в статье «Переходные объекты и переходные явления» (1953). Согласно этой гипотезе, в промежуточной сфере детского опыта важную роль в развитии младенца приобретает использование им объектов, не являющихся частью его тела, но в то же время не осознаваемых им до конца в качестве внешней реальности. Речь идет об активном использовании ребенком таких внешних объектов, как, например, часть простыни, пеленки, одеяла, которые он засовывает в рот и которыми по-своему дорожит. К переходным объектам Д. Винникотт отнес также издаваемые ребенком звуки и мелодии, совершаемые им различные действия. Во сне это становится значимым для развития ребенка в возрасте от четырех месяцев до одного года. Во всяком случае переходные объекты используются младенцем во время отхода ко сну и служат «его защитой от тревог, особенно от тревоги депрессивного типа».

   Ребенок заявляет свои права на владение переходным объектом. В его жизни появляются такие внешние объекты (вначале не воспринимаемые им в качестве таковых, то есть внешних), как куклы, плюшевые медвежата, различные мягкие и твердые игрушки. Он дает им свои, подчас только ему самому понятные названия, относится к этим объектам с нежностью и любовью, а иногда и с инстинктивной ненавистью. Владение переходным объектом предполагает, по мнению Д. Винникотта, постепенное приобретение ребенком способности «к допущению сходства и различия» и освоение им жизненного опыта как пути «от полной субъективности к объективности».

   На основании теоретических исследований и клинических описаний Д. Винникотт пришел к следующим выводам: переходный объект заменяет собой грудь матери или объект первых взаимоотношений; он предшествует появлению способности к проверке реальности; ребенок переходит от всемогущего (магического) контроля над таким объектом посредством манипуляции, сопровождающейся мышечным эротизмом и получением удовольствия от согласованности движений; переходный объект может превратиться в фетишистский объект и в этом отношении проявлять активность в качестве особенности взрослой сексуальной жизни; под влиянием анально-эротической организации переходный объект может заменить фекалии.

   В понимании Д. Винникотта ребенок с самого рождения сталкивается с проблемой взаимоотношений между тем, что он объективно воспринимает, и тем, что субъективно понимает. Первоначальная попытка решения этой проблемы приводит к созданию иллюзии, когда ребенок полагает, что грудь матери является его собственной частью, а мать дает молоко, являющееся частью ее самой. Затем ребенок обретает способность к первичному творчеству и вступает в промежуточную, доступную для него область встречи с объективным восприятием. Вместо иллюзии существования внешней реальности появляется иная форма иллюзии, основанная на функции переходного объекта. «Переходные объекты представляют собой ранние стадии использования ребенком иллюзии, без которой идея взаимоотношения человека с объектом, воспринимаемого другими как внешний, лишена для него смысла». Словом, переходные объекты относятся к области иллюзии, стоящей у истоков младенческого опыта, являющегося относительно независимым от внутренней или внешней реальности.

   Разрушение иллюзии составляет главную задачу матери, начиная от отнятия младенца от груди. Впоследствии эта задача по-прежнему остается актуальной и ее разрешение осуществляется со стороны родителей и воспитателей. Но, как полагал Д. Винникотт, проблема иллюзии является одной из главных человеческих проблем, которую ни один индивид не в состоянии решить окончательно. Поэтому «задача принятия реальности остается нерешенной до конца, ни один человек не может освободиться от напряжения, связанного с наличием внутренней и внешней реальности, а освобождение от этого напряжения обеспечивается промежуточной областью опыта (искусство, религия и т. д.)». В младенчестве эта промежуточная область с ее переходными объектами необходима как «начальная основа для взаимоотношений ребенка с внешним миром». Она сохраняет свое значение на протяжении всей жизни человека «как сильное переживание, связанное с искусством, религией, миром фантазий и творческой научной деятельностью».

   Переходный объект связан с промежуточным опытом, универсальным для здорового эмоционального развития ребенка. Вместе с тем Д. Винникотт считал, что значение переходного объекта в жизни человека дает о себе знать и в области психопатологии. Так, наркомания рассматривалась им в качестве регрессии к ранней стадии, в которой переходные явления носят неустойчивый характер, фетиш – как вид объекта, возникающего в младенческом опыте и связанного с манией материнского фаллоса, ложь и воровство – как бессознательное стремление индивида к ликвидации разрыва в непрерывности опыта, сопряженного с переходным объектом.


   


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ" в других словарях:

  • переходный объект — Аффективно важный объект, символизирующий или замещающий кого либо (плюшевый мишка, угол подушки или одеяла). В ходе сеанса может использоваться любой предмет, символизирующий близкого нам человека, которого сейчас нет. Краткий толковый психолого …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ — См объект, переходный …   Толковый словарь по психологии

  • переходный\ объект — Аффективно важный объект, символизирующий или замещающий кого либо (плюшевый мишка, угол подушки или одеяла). В ходе сеанса может использоваться любой предмет, символизирующий близкого нам человека, которого сейчас нет …   Словарь по гештальт-терапии

  • Объект переходный — в психоанализе объект, который индивид рассматривает как находящийся между собой и другим человеком. Для ребёнка он может играть роль «утешителя» Например, кукла или кусок материи, которым ребёнок очень дорожит и который он использует в качестве… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Переходный глагол — (лат. verbum transitivum)  глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже в значении прямого объекта действия (пациенса). Грамматически противопоставлен непереходному глаголу. Переходность  грамматическая… …   Википедия

  • ОБЪЕКТ, ПЕРЕХОДНЫЙ — Объект, используемый ребенком как утешитель. Обычно наблюдается значительная эмоциональная привязанность к такому объекту, например к кукле. Этот термин происходит из психоаналитической теории, в которой объект рассматривается как психологический …   Толковый словарь по психологии

  • переходный период — В общем контексте Игр, это период между окончанием Олимпийских игр (закрытием Олимпийской деревни) и началом Паралимпийских игр (открытием Паралимпийской деревни). В отношении объектов переходной период определяется как период со дня, следующего… …   Справочник технического переводчика

  • Объект преступления — У этого термина существуют и другие значения, см. Объект. Объект преступления уголовно правовая категория, которая используется для обозначения общественных институтов, которым причиняется ущерб вследствие совершения преступления. Чаще всего в… …   Википедия

  • ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ — – охраняемое советским социалистическим уголовным законодательством общественное отношение, на которое направлено преступное посягательство. О. п. – один из признаков состава преступления (см.). Каждое преступление, начиная от самого тяжкого и… …   Советский юридический словарь

  • Объектные отношения — – эмоциональные связи индивида с другими. Обычно это ощущение своей любви к другому, соотносимое с желанием его взаимной любви. * * * (object relation) – в психоанализе – термин, обозначающий эмоциональную привязанность кого либо к другому… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»